Об итогах онлайн-дискуссии, посвященной туризму и политике

15 сентября 2020

11 сентября Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова провел онлайн-дискуссию на тему «Туризм и политика: влияние COVID-19» с участием экспертов из России, Грузии, Узбекистана, Болгарии, Сербии, Испании.

Участие в дискуссии приняли: Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра; Мария Бадмацыренова, Министр туризма Республики Бурятия; Георгий Дарцимелия, президент Ассоциации сертифицированных гидов Грузии «Сакартвело»; Божидар Кнежевич, менеджер по въездному туризму, Сербия; Наталья Мусина соучредитель «Караван Групп», ресторатор, искусствовед, Узбекистан; Алла Пересолова, эксперт по устойчивому развитию туризма, экс-руководитель Программы ЮНВТО по Шелковому пути, Испания; Катя Жекова, руководитель туристического офиса Болгарии.

Эксперты оценили взаимное влияние политики и туризма и пришли к единому мнению относительно будущего туристической отрасли, которая является одной из наиболее пострадавших от пандемии и мер по борьбе с ее распространением — жизнь и условия, в которых мы живем, изменятся и обретут новые очертания, нужно научиться жить в этой новой реальности. Государствам также нужно осознать свою роль в управлении новыми процессами и своевременно отвечать их вызовам.

Коронавирус не уважает границ, национальных ценностей и государственного строя, мировая экономика оказалась под сильным ударом, несмотря на обширные пакеты поддержки со стороны государств по всему миру.

Леонид Гелибтерман, открывая онлайн-дискуссию, отметил, что туризм должен рассматриваться в двух аспектах: как экспорт услуг и как элемент «мягкой силы» государства. Как известно, политика — концентрированное выражение экономики. До пандемии туризм составлял 10% ВВП в мире и давал каждое новое 11 рабочее место. С момента последнего мирового кризиса эта отрасль экономики росла и развивалась стабильно, но из-за пандемии она серьезно пострадала и это не могло не отразиться на политике, в особенности тех стран, где процент туризма в экономике составлял значительную часть.

В ходе дискуссии туризм рассматривался экспертами с точки зрения «мягкой силы» государства в рамках его гастрономической составляющей. Данные исследований о влиянии кухни отдельной страны на ее восприятие показали, что 55,71% респондентов изменили свое мнение о стране после того, как попробовали ее кухню, — это является значительным показателем и отражает успешность применения «мягкой силы» таких стран, как Италия, Франция и Испания, Тайланд, Южная Корея в подобном ключе. «Мягкая сила» и экономика должны выстраиваться, базируясь также и на туризме.

Мария Бадмацыренова рассказала, как Бурятия справлялась с кризисной ситуацией. Туризм в республике – основной способ заработка. Въездной туризм начал нести потери уже с февраля, особенно со стороны стран АТР, и Бурятия как приграничная область оказалась под ударом. Со стороны государства на региональном уровне были предприняты беспрецедентные меры поддержки. «Пандемия дала толчок для развития внутреннего туризма и помогла переориентироваться на внутренние резервы. У России есть огромный потенциал в этом. Туризм проявил свою суть и показал, что это неотъемлемая часть каждого человека, его естественная потребность. Также, пандемия дала время на подготовку информационных вопросов для продвижения отечественного туризма за рубежом» - заключила эксперт.

Наталья Мусина отметила, что по официальным данным за последнее время посещение региона российскими туристами повысилось в три раза. Центральная Азия открыта для свободного посещения всеми странами этого региона. Также было отмечено, что внутренний туризм развивается очень активно, появляются новые направления туризма и туристические маршруты.

Эксперты Наталья Мусина, Божидар Кнежевич, а также Катя Жекова сошлись во мнении, что в 2020 году международного туризма ожидать не следует, но есть все условия и возможности для осуществления и повышения качества внутреннего туризма.

По мнению Аллы Пересоловой, Испания была первой в мире, которая разработала новые санитарные протоколы для 21 подсектора туризма, которые создавались на широкой консенсусной основе. Например, гиды впервые были приглашены на консультации с правительством для участия в процессе создания новых правил. Сейчас устойчивое развитие станет одним из определяющих факторов рыночной конъюнктуры. Желание туристов путешествовать не отпадет, даже несмотря на пандемию. Важно выстраивать путь эмпатии с путешественником. В обиходе появились новые термины: «новая нормальность» —понимание того, что мы входим в новую реальность, «travel bubble» (туристические коридоры) как попытка между странами с одинаковым экономическим уровнем и состоянием системы здравоохранения договориться и развивать туризм. Путешественники ищут более аутентичные и незаполненные места. Одним из важных факторов для туроператоров и отелей во время пандемии будет возможность предлагать гибкие системы бронирования и перебронирования.

 

Теги